РАЗДЕЛЫ


ПАРТНЕРЫ





Экономика общего пользования: лучше иметь доступ к благам, чем владеть ими

Если вы приехали в незнакомый город, вам необязательно останавливаться в гостинице, обращаться в прокатную компанию в поисках локального средства передвижения, пользоваться услугами экскурсионного бюро. У современного человека есть более доступная и душевная альтернатива. Во многих городах США и Европы давно есть люди, готовые сдать вам собственные квартиры, одолжить свой автомобиль или велосипед и познакомить с городом. В свою очередь, пока ваше собственное имущество простаивает дома без дела, вы можете немного подзаработать, предложив его в пользование тем, кто в этом нуждается.

В мире появляется все больше сервисов, продвигающих распространение самых разнообразных товаров и услуг напрямую между людьми, без посредничества специализированных институтов. Эта тенденция получила название «общее потребление» (collaborative consumption) или «экономика общего пользования» (sharing economy). Ее центральный принцип заключается в том, что важнее иметь доступ к благам, чем владеть ими.

Еще в начале 2000-х благодаря Интернету начала активно развиваться «экономика дарения», которая базировалась на принципе бесплатного доступа к благам. Такие явления информационной сферы, как файлообменные сети, программы с открытым кодом и Википедии, становились прототипами систем социального взаимодействия: сетей гостеприимства Hospitalityclub и CouchSurfing, буккросинга и посткросинга, различных сообществ обмена подарками и «отдам даром». Но самая новаторская тенденция — это проекты, сочетающие идею совместного пользования благами и коммерческий потенциал.

Рекомендуем:

Башни.Нет — заряд бодрости и креатива на каждый день!

* * *

Одним из самых успешных пионеров на этом рынке стал сервис AirBnB, запущенный в 2007 году. Эта сеть позволяет арендовать помещение от хозяев на любой вкус и кошелек в 192 странах и 30 тысячах городов мира. Любой человек может предложить на сайте свое жилье, от комнаты до имения, и самостоятельно установить на него цену. Поскольку речь идет о том, чтобы впустить незнакомцев в частное пространство, очень большое значение приобретает установление доверия. Этому способствуют рейтинги и отзывы на сайте, а также предварительное общение между хозяевами и гостями, к которому призывают основатели проекта. Кроме того, AirBnB обеспечивает хозяевам имущественную страховку до $ 1 млн. Огромная популярность этого сервиса поощрила многомиллионные вложения в него со стороны инвесторов, а также способствовала стремительному распространению этой модели.

В 2009 году идея совместного и взаимовыгодного использования благами распространилась на автомобили с появлением сервиса Getaround. Его основатели утверждают, что ставят целью решить проблему избытка автомобилей: сегодня в мире около миллиарда авто, а через 10 лет, согласно прогнозам, их будет вдвое больше. Но данные свидетельствуют, что среднестатистическая машина в Северной Америке и Западной Европе используется только 2 часа в сутки, то есть простаивает более 90% времени. Практика каршеринга, или краткосрочной аренды автомобилей от человека к человеку, позволяет преодолеть экономическую и экологическую нерациональность этой ситуации. В течение своих незанятых часов «железный конь» может служить кому-то другому. Соответственно, владельцам авто каршеринг приносит заработок, который может покрывать текущие расходы на автомобиль, а наниматель позволяет обойтись без покупки машины. Отсюда вытекают важные общественные преимущества каршеринга — уменьшение количества автомобилей на дорогах и снижение выбросов углекислого газа.

Согласно подсчетам, одна машина, которая сдается напрокат, функционально замещает 15 машин в личной собственности. Более того, участники каршеринга, которые предлагают свои автомобили в аренду, в целом ездят на 30% меньше, принимая более рациональные решения о необходимости использования авто. По духу каршеринг близок к более ранней практике share a ride, которая состояла в поиске попутчиков во время поездок. Он стремительно набирает обороты, распространяясь по миру, и уже можно говорить о его значительном социальном влиянии. Следующим появился аналогичный сервис для велосипедов — Spinlister.

Находясь на пике актуальности, экономика общего потребления находит все новые и новые сферы применения. Уже сейчас она позволяет брать на прокат почти любые вещи (фотоаппаратуру, музыкальные инструменты, электроприборы, туристическое снаряжение, рабочие инструменты и т. п.), пользоваться чужими гаражами, отдавать домашних животных на временное попечение, получать кредиты. Принципы новой экономической модели органично распространились и на нематериальные блага — знания, навыки, опыт, время.

Например, такие сервисы, как Skillshare, дают возможность каждому быть учителем или учеником — обычные люди предлагают здесь учебные курсы от программирования до кулинарии. На сайте MaestroMarket носители определенного таланта или уникального опыта дают экспертные советы по предпринимательству, писательскому мастерству или детскому воспитанию. С помощью сервиса Gumroad можно без посредников продавать продукты своего творчества — музыку, видео, комиксы. Сеть Taskrabbit позволяет нанимать помощников для выполнения различных повседневных дел. А на сайтах Gidsy и Vayable можно находить экскурсии и различные аутентичные занятия, организованные местными жителями в разных городах мира.

Все эти сети функционируют как децентрализованные рынки, где каждый человек может оказаться на стороне как спроса, так и предложения. Они предлагают демократическую альтернативу монополии специализированных институтов — магазинов, гостиниц, школ. С одной стороны, это открывает более широкий доступ к материальным и нематериальным благам, чем когда-либо, а с другой — приводит к распространению низового предпринимательства и уменьшает роль корпораций. В общем, практика совместного пользования сдвигает общество в сторону открытости и сердечности. Она способствует установлению доверия между незнакомцами и развивает навыки социального взаимодействия. Более того, эта модель несет в себе философию, которая поощряет не привязываться к вещам и не отождествлять себя с предметами, которыми владеешь. Возможно, общество наконец демонстрирует готовность преодолеть болезненное потребительство и проявить экологическое сознание и социальную солидарность.

РЕКЛАМА


РЕКОМЕНДУЕМ
 

Российские реформы в цифрах и фактах

С.Меньшиков
- статьи по экономике России

Монитор реформы науки -
совместный проект Scientific.ru и Researcher-at.ru



 

Главная | Статьи западных экономистов | Статьи отечественных экономистов | Обращения к правительствам РФ | Джозеф Стиглиц | Отчет Счетной палаты о приватизации | Зарубежный опыт
Природная рента | Статьи в СМИ | Разное | Гостевая | Почта | Ссылки | Наши баннеры | Шутки
    Яндекс.Метрика

Copyright © RusRef 2002-2024. Копирование материалов сайта запрещено