РАЗДЕЛЫ


ПАРТНЕРЫ






декабрь 1998 г., т. 10, № 2
________________________________________________________
РЕФОРМЫ ПРИМАКОВА ДОЛЖНЫ СРАБОТАТЬ
С. Меньшиков, сопредседатель ЭКААР-Россия

Председатель правительства РФ Е. Примаков пользуется репутацией государственного деятеля, создающего консенсус в обществе. Однако некоторые, в том числе бывшие министры, уволенные распоряжениями Б. Ельцина, обвиняют Е. Примакова в "приостановке реформ" и "бездействии" в экономической области. Эти обвинения далеки от действительности.

С момента своего назначения в середине сентября 1999 г. Е. Примаков и его экономические министры инициировали два направления реформ, которые прежние правительства либо игнорировали, либо не были в состоянии осуществить. Имею в виду прежде всего упрощение налоговой системы и снижение суммы налогов, а также преобразование существующей российской банковской системы в соответствии с представлениями современного развитого рынка. Конечно, обе реформы находятся в начальной стадии, и еще рано оценивать их результаты. Однако учитывая исключительно сложное экономическое и финансовое положение, страны, унаследованное от правительства С. Кириенко, представляется несерьезным критиковать кабинет Е. Примакова за "потерю скорости ".

Реформа налоговой системы вызывает наибольшие нападки. Стенли Фишер (МВФ) и российские оппоненты считают снижение налогов несвоевременным и даже катастрофическим. Этот шаг уменьшит доходы и вызовет колоссальный рост бюджетного дефицита, который придется покрывать печатанием денег, что в свою очередь приведет к гиперинфляции. Однако правительство Е. Примакова возражает оппонентам, доказывая, что снижение налогов побудит предприятия лучше платить налоги, поднимать производство, что в конечном итоге расширит реальную налоговую базу.
Теоретически критика политики Е. Примакова была бы справедливой, если бы налоговые реформы не привели к росту предложения товаров, т.е. производства. В прошлом так и было. Снижение налогов сопровождалось существенным уменьшением государственных расходов, что влекло за собой падение агрегатного спроса. Если последний сокращается, то реальный ВНП не может повышаться и снижение налогов только ухудшает ситуацию со сбором налогов.

Принимая во внимание неустойчивую финансовую ситуацию, правительство Е. Примакова предполагает в 1999 г. очень осторожно увеличивать государственные расходы. Рост совокупного спроса будет ограничиваться регулярными выплатами заработной платы как гражданским, так и военным государственным служащим и пенсионерам, а также финансированием наиболее важных инвестиционных проектов, которые могут привести к быстрому росту производства продукции. Положительный эффект такого стимулирования вместе с сокращением налогов ожидается во второй половине 1999 г., как раз к тому времени, когда начнется предвыборная парламентская кампания и подготовка к президентским выборам, намеченным на июнь 2000 г.

Осуществление этих планов зависит от способности Правительства и Центрального банка РФ ограничить инфляцию и стабилизировать валютный курс рубля. Правительство поставило целью удержать инфляцию в 1999 г. на уровне не более 30%. По сравнению с предыдущим 1998 г., когда инфляция составила 85%, это стало бы существенным достижением.

Кроме поддержания относительного баланса совокупного спроса и предложения с помощью бюджетной политики предполагается осуществлять постоянный контроль за увеличением денежной массы. В уравнение предложения денег входит много факторов, и их эмиссия – только один из элементов общей картины. Денежная эмиссия не обязательно ведет к инфляции, она может, напротив, увеличить налоговые поступления.

Надо отметить и стремление решить проблему государственного долга. После августа 1998 г. была существенно уменьшена реальная величина пирамиды ГКО. Однако остались большая сумма долгов от бывшего СССР, а также новые долги, возникшие в результате кредитов МВФ в пореформенные годы. Все они являются сильным дестабилизирующим фактором. В настоящее время Россия не в состоянии обслужить эти долги. Их необходимо реструктурировать, тем более, что сам МВФ частично несет ответственность за потерпевшую крах политику предыдущих правительств. Конечно, признавать свои ошибки неприятно, однако это все же лучше, чем продолжать их делать.

В целом, шансы, что реформы Е. Примакова сработают, достаточно высоки. От международного сообщества, однако, требуется понимание сложившейся ситуации. Поддерживая нынешнее правительство России, Запад уменьшает риск прихода к власти нового диктатора и ремилитаризации России, что вполне возможно в случае, если реформы провалятся. А такая опасность реально существует.


РЕКЛАМА


РЕКОМЕНДУЕМ
 

Российские реформы в цифрах и фактах

С.Меньшиков
- статьи по экономике России

Монитор реформы науки -
совместный проект Scientific.ru и Researcher-at.ru



 

Главная | Статьи западных экономистов | Статьи отечественных экономистов | Обращения к правительствам РФ | Джозеф Стиглиц | Отчет Счетной палаты о приватизации | Зарубежный опыт
Природная рента | Статьи в СМИ | Разное | Гостевая | Почта | Ссылки | Наши баннеры | Шутки
    Яндекс.Метрика

Copyright © RusRef 2002-2024. Копирование материалов сайта запрещено