РАЗДЕЛЫ


ПАРТНЕРЫ





раздел "Зарубежный опыт"

Является ли глобализация единственным путем для развития?

Дэни Родрик

Дэни Родрик: Является ли глобализация единственным путем для развития?

Об авторе: Дэни Родрик - профессор политической экономии в Гарвардском университете.

Служащий государственного казначейства США недавно "настоятельно порекомендовал правительству Мексики более усердно работать над сокращением преступлений, связанных с насилием, утверждая, что высокий уровень преступности в стране может спугнуть всех зарубежных инвесторов". Возможно, это - импровизированное замечание, но оно демонстрирует отношение к зарубежной торговле и инвестициям как к мерилам для оценки развивающихся стран. Стратегия развития, в действительности, становится заложницей идеи интеграции в мировую экономику.

Это приравнивание является слишком поверхностным. Открытость для торговли представляется как наиболее потенциальная сила для экономического роста, хотя интеграция в мировую экономику требует наличия институциональных предпосылок, создание которых обходится недешево. Введение реформ, требуемых согласно соглашениям ВТО, обойдется типичной развивающейся стране в 150 миллионов долларов - сумму, равную годовому бюджету на развитие во многих бедных странах.

Хотя государства получают выгоду от усиления своих институтов в соответствующих областях, реальность, в соответствии с мнением Майкла Фингера (Michael Finger), который подсчитал эти цифры, состоит в том, что "обязательства ВТО отражают слабую обеспокоенность проблемами развития". Интеграция также имеет институциональные предпосылки, но другие, менее уловимые. Открытость предполагает повышение подверженности внешнему риску, и отсюда большую потребность в социальной безопасности. Таким образом, в реальном мире, "переход к открытости" не является вопросом только снятия барьеров. Необходимо обеспечить соответствие международным правилам собственности, покрывая вновь возникшие внутренние источники слабости и защищая себя от природных стихий.

Ни одна из институциональных реформ, необходимых для включения в мировую экономику, не является плохой: в действительности, многие независимо друг от друга желательны. Но осознайте аргумент в пользу открытости за то, чем она является: просачивающейся институциональной реформой. Реформы могут "просочиться", а могут и не "просочиться", даже если они "просачиваются", они в редком случае станут наиболее эффективным способом достижения желаемых целей (будь эти цели законодательной реформой, соблюдением прав человека или сокращением коррупции).

Инвестиции в предпосылки для открытости торговли и финансовой открытости как первое требование бизнеса в развитии не только исключают альтернативы, они вытесняют, возможно, срочные приоритеты путем отклонения человеческих ресурсов, административных возможностей и политического капитала. Рассмотрим некоторые встречные возможности:

Образование. Какими должны быть приоритеты правительства в бюджете на образование? Должно ли оно проводить обучение большего числа банковских аудиторов и бухгалтеров, даже если это означает меньшее количество учителей для средней школы?

Коррупция. На что правительство должно направить свою анти-коррупционную стратегию? Должна ли его целью стать "гранд" коррупция, на которую жалуются зарубежные инвесторы, или мелкая коррупция, которая наибольшим образом отражается на обычных людях?

Законодательная реформа. Должно ли правительство направить свою энергию на "импортирование" законодательных кодексов и стандартов или на улучшение существующих внутренних правовых институтов?

Общественное здравоохранение. Должно ли правительство преследовать жесткую политику по обязательному лицензированию и/или параллельное импортирование основных медикаментов, даже если это означает нарушение правил ВТО?

Промышленная стратегия. Должно ли правительство просто открыться и пустить все на самотек, или оно должно воспроизвести опыт Восточной Азии до 1990-х, поддерживая промышленность путем экспортных субсидий, прямого кредитования и целевой поддержки.

Социальная защита и сети безопасности. Как много может правительство позволить себе тратить на такие программы с точки зрения денежных ограничений, налагаемых "дисциплиной" рынка?

В каждой сфере, стратегия, ориентированная на глобальную интеграцию, устраняет другие пути, которые могли бы быть более благоприятствующими развитию. Конечно, ничто из этого не было бы негативным, если бы открытость была ключом к росту. Увы, доказательства связи между торговыми барьерами страны и уровнем роста, весьма слабы. Соответствующий вывод не состоит в том, что для либерализации торговли предпочтительна защита торговли, так как нет доказательств, что защита торговли систематически обуславливает более высокие темпы роста. Но нельзя переоценивать и выгоды открытости для торговли.

Когда полезные цели проведения политики вступают в конкуренцию за ограниченные административные ресурсы и политический капитал, зачастую торговая либерализация не заслуживает приоритета, который она обычно получает в стратегиях развития. Этот урок представляет действительную значимость для стран на ранних стадиях проведения реформ (таких как в Африке). Мой вывод состоит в том, что открытость не является адекватной подменой стратегии развития. Политические деятели должны оценивать глобализацию в рамках потребностей в развитии, а не наоборот.

Экономисты, публично оспаривающие выгоды открытости торговли, рискуют попасть в немилость, поэтому позвольте мне сделать уточнение: я не подвергаю сомнению стандартную версию теории о прибыли от торговли, но ставлю под вопрос крайние безосновательные утверждения по поводу последствий открытости. Ведь такие утверждения подвергают опасности общественное признание реальной статьи, так как она развенчивает ожидания, которые вряд ли будут реализованы.

В реальном мире, переход к открытости является не просто вопросом пересмотра кодекса транспортировок и снятие барьеров для иностранных инвестиций. Он требует проведения институциональной реформы в значительном масштабе, что поглотит финансовые, бюрократические и политические ресурсы. В то время как многие институциональные реформы благоприятствуют развитию, их нельзя рассматривать также как ключевые цели развития - экономический рост, улучшение правления, промышленные и технологические возможности, смягчение бедности - и порой отвлекать от них внимание. Институциональные реформы, направленные на максимизацию торговли и потоков капитала могут принести большую пользу, но они не обязательно являются самым эффективным способом благоприятствования развитию.

Стратегическое использование международной торговли и потоков капитала являются частью стратегии развития, но они не должны становиться ее подменой.

© Project Syndicate



По теме:
Что после неолиберализма?
Дэни Родрик, профессор политической экономии в Гарвардском университете

Пусть расцветет тысяча моделей экономического роста
Дэни Родрик, профессор политической экономии в Гарвардском университете

Вашингтонский консенсус и российские реформы: история провала
Жак Сапир, директор Парижского Центра социальных исследований

"Кто потерял Россию?" - глава из книги "Глобализация, тревожные тенденции"
Джозеф Стиглиц, лауреат Нобелевской премии по экономике

О степени открытости экономики
Маршалл Поумер, директор Института экономических исследований в Калифорнии (США)

Человеческое лицо глобализации
Джозеф Стиглиц, лауреат Нобелевской премии по экономике

МВФ: урок для Украины
Юрий Пахомов, академик НАНУ

Кризис глобализации
Джеймс К. Гэлбрейт, профессор Школы государственного управления имени Линдона Б. Джонсона при Техасском университете

МВФ: урок для Украины
Юрий Пахомов, академик НАНУ

Глобализация: вызов национальным экономикам
Лоуренс Клейн, лауреат Нобелевской премии по экономике

В тени глобализации
Джозеф Стиглиц, лауреат Нобелевской премии по экономике

Многообразнее инструменты, шире цели: движение к Пост-Вашингтонскому консенсусу
Джозеф Стиглиц, лауреат Нобелевской премии по экономике

Нищета экономизма
Джон Грей, профессор Лондонской школы экономики



Сайт по теме:
Персональная страница профессора Д. Родрика



Экономика России и реформы - мнения Нобелевских лауреатов



РЕКЛАМА


РЕКОМЕНДУЕМ
 

Российские реформы в цифрах и фактах

С.Меньшиков
- статьи по экономике России

Монитор реформы науки -
совместный проект Scientific.ru и Researcher-at.ru



 

Главная | Статьи западных экономистов | Статьи отечественных экономистов | Обращения к правительствам РФ | Джозеф Стиглиц | Отчет Счетной палаты о приватизации | Зарубежный опыт
Природная рента | Статьи в СМИ | Разное | Гостевая | Почта | Ссылки | Наши баннеры | Шутки
    Яндекс.Метрика

Copyright © RusRef 2002-2024. Копирование материалов сайта запрещено